Тема: «Музыкальные грибочки»
Дети: 5-6 лет с ОНР
Форма проведения: НОД Музыкальное занятие
Пояснительная записка:
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь педагогам в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, повышая работоспособность детей, вызывая интерес. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребёнка, но и для педагогов.
Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, используя современные информационные технологии.
Задачи:
- обогатить методические возможности организации образовательной деятельности, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
- Активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- Различать ладовую окраску, как выразительное средство музыки, уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов.
- Развивать музыкальную память: узнать песню по мелодии, выразительно исполнить.
- Продолжить разучивание песни; развивать певческие навыки.
- Самостоятельное выполнение упражнения: двигаться в соответствии с характером музыки, менять движения в соответствии со сменой музыкальных фраз.
- Повторение знакомого танца. Выразительное исполнение, получая удовольствие от гармонии музыки и движений.
- Сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- Развивать чувство ритма.
- Активизировать словарный запас по лексической теме «Грибы».
Оборудование: Мультимедиа, презентация, корзинка и муляжи грибов, шляпка гриба.
План:
- Музыкально-ритмическое упражнение «Лапочки», муз Н.Щербаковой
- Упражнение для развития дыхания «Соберём грибы»
- Упражнение для развития слуха и голоса, мелкой моторики
«Гриб-грибочек», муз. Л.Гусевой
- Песня «Кружатся листья» Н.Соломыкиной
- Слушание: Д.Кабалевский «Клоуны»
- Ритмическая игра «Мухоморы»
- Песня «Дети и грибы» О.Чермяниной
- Танец «Лето»
- Игра «Гриб-Волнушка», М.Картушина
Ход занятия:
Слайд № 1 – Лес
Дети входят в зал и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Давайте представим, что мы очутились в сказочном лесу. Будем по лесу гулять и грибочки собирать. Но вначале сделаем упражнение, чтобы размяться.
Музыкально-ритмическое упражнение «Лапочки», муз Н.Щербаковой
Учитель-логопед: Все готовы грибочки собирать? … Тогда можно начинать, посмотрите на меня (объяснение, показ) наклон – вдох через нос-«нашли грибок», выпрямились – выдох через рот-«кладём в корзинку»
Упражнение для развития дыхания «Соберём грибы»
Музыкальный руководитель: А теперь давайте споём тихо-тихо, как грибочек прятался от нас…(1 исполнение «Гриб-грибочек»,Л.Гусева)
Учитель-логопед: А пусть нам помогут пальчики…
Музыкальный руководитель: Споём чуть погромче и с пальчиками
…(2 исполнение) А теперь громко…(3 исполнение)
Упражнение для развития слуха и голоса, мелкой моторики
«Гриб-грибочек»,Л.Гусева
(пение с разной динамикой, без музыкального сопровождения, с пальчиковой гимнастикой)
Слайд № 2 –Корзинка с грибами
Музыкальный руководитель : Много грибочков ребята набрали, все они в корзинке на экране. А грибочки-то не простые, а волшебные и музыкальные. Чтобы грибок с экрана попал к нам в корзинку надо назвать гриб и выполнить его задание. Слайд № 3 – Белый гриб
И так первый гриб и его задание: Послушать внимательно песню, рассказать о чём поётся в песне.
Песня «Кружатся листья» Н.Соломыкиной
(Слушание, беседа, разучивание 1 куплета по фразам)
Учитель-логопед: Молодцы! Кладём Белый гриб в корзинку!
Слайд № 4 – Лисички
Музыкальный руководитель : Посмотрим какое задание нам приготовил вот этот гриб (Лисичка): Вспомнить название музыкального произведения и фамилию композитора композитора.
Слайд № 5 – Портрет композитора, музыка, клоуны.
Слушание: «Клоуны», Д.Кабалевский
(после прослушивания дети называют фамилию композитора, название пьесы, появляется картинка «клоуны»)
Музыкальный руководитель : Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»? (в музыке рассказывается о двух разных клоунах)
В пьесе Д.Кабалевского два различных образа – умелого клоуна (в начале и в конце) и его смешного, неудачливого партнёра (в середине). Сколько частей в пьесе? (три). Первая часть пьесы звучит радостно, легко (звучит фрагмент)
Слайд №6 – 1 клоун, музыка (1 часть пьесы)
Какой клоун по характеру? (весёлый, озорной, радостный, задорный, забавный, смелый), а в средней части слышится, как второй клоун смешно и неловко пытается повторить его трюки (звучит фрагмент)
Слайд №7 – 2 клоун, музыка (2 часть пьесы)
Какой это клоун по характеру? (грустный, печальный, неловкий, неуверенный, осторожный), но вот снова первый клоун с ещё большим блеском и смелостью демонстрирует своё мастерство (фрагмент).
Слайд № 8 – 1 клоун, музыка (3 часть пьесы)
Давайте попробуем передать характер клоунов в движении. Музыка звучит то отрывисто и легко, то более робко, то тяжело и неуклюже (вызвать несколько человек).
Слайд № 9 – два клоуна, музыка.
Танцевально-игровое творчество: «Клоуны», Д.Кабалевский
( передать в движении различный характер музыкальных образов).
Учитель-логопед: Молодцы! (обсудить удачно найденные движения)
Кладём Лисички в корзинку!
Слайд № 10 – Мухомор
Следующий гриб (Мухомор), задание: Прохлопать ритмический рисунок.
Слайд № 11 – Мухоморы на тропинке, музыка.
Ритмическая игра «Мухоморы»
(вначале задание выполняют без музыкального сопровождения индивидуально 2 ребёнка, затем все вместе, после под все музыку)
Учитель-логопед: Молодцы! Задание выполнили, а можно ли Мухомор класть в корзинку?…Правильно, это ядовитый гриб, мы его оставим в лесу…
Слайд № 12 – Опята
Музыкальный руководитель : Продолжим выполнять задания. Вот ещё грибы, это…(Опята). Задание: Узнать знакомую песню по мелодии, выразительно исполнить.
Песня «Дети и грибы» О.Чермяниной
(перечислить грибы из текста песни)
Учитель-логопед: Молодцы, справились с заданием! Кладём Опята в корзинку!
Слайд № 13 – Сыроежки, музыка.
Воспитатель: Ну, а это гриб…(Сыроежка) предлагает поплясать!
Танец «Лето»
Учитель-логопед: Молодцы! Кладём Сыроежку в корзинку!
Слайд № 14 – Волнушки
Следующий гриб… (Волнушка) предлагает поиграть!
Игра «Гриб-Волнушка», М.Картушина
Учитель-логопед : Молодцы! Кладём Волнушку в корзинку!
Слайд № 15 – Пустая корзинка
Музыкальный руководитель : На этом наше занятие заканчивается, мы выполнили все задания музыкальных грибочков и они с экрана попали к нам в корзинку.
Учитель-логопед: Возьмём эту корзинку с собой в группу и ещё повнимательнее их рассмотрим, вспомним, как они называются.
Дети под музыку выходят из зала.